Соединяет берега седой паромщик

2184
Рысбек Жантыкеев

Несколько районов Восточно-Казахстанской области рискуют быть отрезанными от «большой земли», если паромы-«пенсионеры» встанут на прикол, сломавшись окончательно.

фото автора

Паромная переправа в течение десятилетий остается связующим звеном с внешним миром для нескольких отдаленных уголков Восточного Казахстана, в числе которых Курчумский, Зайсанский и Катон-Карагайский районы.

Для людей, приехавших в эти места из маловодных степных регионов, прогулка расстоянием в шесть километров по волнам может показаться не лишенной налета романтики. Однако местные жители оценивают переправу без лирики: для них это путь в область, и важно только, чтобы он всегда был открыт, то есть паромы ходили между берегами.

В настоящее время на переправе работают три парома: два больших – «Күршім» и «Иртыш», а также паром-баржа «Одесса». Первые рейсы суда начинают в шесть утра с правой стороны берега Бухтарминского водохранилища, где находится Курчумский район. Самый последний рейс с противоположной стороны Самарского района осуществляется в 21.00.

Разовая вместимость больших паромов – около 30 легковых автомобилей, меньшее количество транспорта могут они принять, если заезжают грузовики. Начинается навигационный сезон на переправе обычно в апреле и заканчивается в декабре, накануне Нового года. Правда, в этом календаре могут быть и перемены в силу погодных условий.

К слову, поздней осенью и в начале зимы, когда водную акваторию сковывает лед, паромы ходят по полынье – водному коридору, который постоянно ужимается, а холодными ночами покрывается коркой льда. «Күршім» и «Иртыш» взламывают этот лед благодаря своей конструкции. По некоторым данным, они строились по индивидуальному заказу, конкретно для Бухтарминского водохранилища, что появилось на карте области в 1961 году. Судна были спроектированы так, чтобы ходить еще и как малые ледоколы. Правда, возраст у них уже безнадежно «пенсионный»: «Иртыш» спущен на воду в 1962 году, а «Күршім» – в 1964-м. Поэтому никуда не деться от технической изношенности паромных судов, а значит, поломок.

В то же время зависимость от паромов территорий, что находятся «за морем», можно назвать колоссальной. Именно работа переправы определяет «самочувст­вие» названных выше районов. Как только она прерывается из-за поломок паромов или штормов на водохранилище, образуются длиннющие очереди из автомашин, а градус накала эмоций и возмущения людей, которые вынуждены ждать часами, зашкаливает. В ночное время переправа не работает, а значит, и связь с областью прерывается.

В зимние месяцы между берегами открывается так называемая ледовая переправа. То есть транспортные средства с разрешенным весом (для тяжелых грузовых фур действует запрет) передвигаются между берегами по льду. Ну а в межсезонье, когда не ходят паромы и еще не окреп лед для езды машин, курчумцам и их соседям приходится ехать до областного центра по объездной дороге длиной в 400 км с опасными серпантинами.

И все же, несмотря на все существующие трудности, паромы продолжают работать. За это люди им благодарны. Выйдут ли отработавшие свое паромы когда-нибудь на покой? Да, это событие ожидаемое, учитывая их почтенный возраст. Остается надеяться, что произойдет это не раньше, чем на Бухтарминском водохранилище будет построен мост, призванный надежно связать восточную окраину области и страны с внешним миром.

Ну а пока паромы делают свою важную работу, всякий, кто хоть разок проплывал на них, никогда об этом «круи­зе» не пожалеет и не забудет.

Популярное

Все
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
Триумф и трагедия казахских баев
Центр международных программ «Болашак» оказался в центре скандала
Мониторинг за паводковой ситуацией ведется в ВКО
Костанайские археологи бьют тревогу
В Казахстане простились с академиком Торегельды Шармановым
В Таразе взялись за освещение улиц
Адвокату Бишимбаева угрожали неизвестные в Астане
Определились победители Каннского кинофестиваля
У этнических казахов за рубежом растет спрос на миграционные карты «Ата жолы»
Казахстан завершил председательство в конференции МАГАТЭ по ядерной безопасности
Незаконные врезки в канализацию и сброс грунтовых вод стали причиной подтопления в Астане
МЧС ведет круглосуточный мониторинг уровня воды в реке Жайык
Заверять сделки у нотариуса вновь обязали при покупке авто
Швейцария победила Канаду и сыграет с Чехией в финале ЧМ по хоккею
62% потока интуристов в Казахстане приходится на граждан стран ШОС
Мобильный банкинг приближается к пиковым показателями в РК
Заблудившихся на горном перевале туристов спасли сотрудники МЧС
Педагоги Казахстана получили ведомственные награды
Машины участников кортежа водворены на штрафстоянку в Алматинской области
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Штурмовики идут в бой с пехотой
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Ветеранам – везде почет
Успех летчика куется на земле
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Советника посла Казахстана в ОАЭ срочно отозвали
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского
Международный день музеев отмечается в Казахстане
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Касым-Жомарт Токаев подписал указ о мерах по либерализации экономики
Военнослужащие ДШВ совершили затяжные прыжки

Читайте также

Казахстан должен ускорить темпы всесторонней модернизации, …
В Астане наградили победителей республиканского турнира по …
Отличившихся школьников наградили от имени министра просвещ…
Лето подружит, познакомит, удивит

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]