Первый летчик-казах Жолдасбек Нурымов достоин памятника

3507
Алибек Байшуленов, Кызылординская область

Судьба кызылординского фронтовика-орденоносца Жолдасбека Нурымова сложилась неординарно. Ряд подробностей его короткой, но насыщенной событиями жизни стал известен только недавно.

фото из семейного архива

Первый в небе

Тщательное изучение его биографии началось семь лет назад, когда в редакцию областной газеты «Кызылординские вести» обратился житель села Ширкейли, учитель русского языка и литературы средней школы № 129 им. А. Жамишева Хамза Кызылхожаев. И рассказал о своем дяде Жолдасбеке Нурымове, уверяя, что он – первый летчик-казах. А в подтверждение представил архивные документы, газетные вырезки военных лет, воспоминания современников. Исследованием фактов занялся тогда еще корреспондент, после – главный редактор газеты Жанибек Исаев.

– Информация про летчика-фронтовика меня очень заинтересовала, так как до того времени о нем не было подробных сведений. Во время поисков данных о Жолдасбеке Нурымове мне не помогли справками ни советы ветеранов, ни какие-либо другие архивные организации. Немного помог Интернет. И тогда по имеющимся на руках данным я написал материал под названием «Вместо сердца – пламенный мотор», – рассказал коллега.

Единокровные сестры

Публикация неожиданно получила продолжение – в редакцию пришло письмо из итальянской Мессины от дочери фронтовика Ирины Жолдасбековны Новиковой, которая прочитала мате­риал в Интернете. Она призналась журналисту, что благодаря ему узнала многое о своем отце.

– Ей было известно, что у папы было несколько браков и в Казахстане живут ее единокровные сестры. Я рассказал о них. Поблагодарив за информацию, она попросила меня поспособствовать встрече с сестрами, так как всегда мечтала найти их и навестить могилу отца, – продолжает Жанибек Исаев.

Встреча единокровных сестер Нурымовых в Шымкенте

Известно, что у Жолдасбека Нурымова было четыре брака. От первого, с Гульсим, сестрой супруги тогдашнего секретаря ЦК Компартии Казахстана Жумабая Шаяхметова, на свет появились три дочери: Рита (Риорита), Зарема и Лаура. Рита ушла из жизни рано, а Зарема и Лаура живут в Алматы. Второй брак со знаменитой танцовщицей, народной артисткой Казахской ССР Шарой Жиенкуловой продлился восемь лет. От третьей супруги Галимы, с которой в Шымкенте провел последние годы жизни наш земляк, родились дочери-близняшки Нурзия и Нурия, а также Нурсулу.

После переговоров со всеми дочерьми Нурымова журналист помог сбыться мечте сестер.

– Первая встреча Заремы, Лауры и Ирины состоялась на 72-летие Победы в Парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев в Алматы. Через два дня в Шымкенте сес­тры соединились с Нурией и Нурзией. Это было неописуемо – цветы, радость, слезы, признания, воспоминания и переживания... Дочери летчика возложили цветы на могилу отца, побывали на улице, носящей его имя, посетили Мемориал Славы, где на гранитной плите среди более 140 тысяч южноказахстанцев – участников Великой Отечественной войны высечено имя их папы, – рассказал Жанибек Исаев.

Мальчик из Приаралья

Жолдасбек Нурымов родился в феврале 1912 года в ауле № 3 бывшего Теренозекского района (ныне село Амангельды Сырдарьинского района). Изначально мальчик носил фамилию Кызылкожаев – по имени отца Нурыма, позже стал Нурымовым. Рано осиротел и воспитывался у брата отца Калмухамеда. В 1920 году после недолгой учебы у местного муллы он поступил в одну из школ Кызылорды. В 1929-м устроился на работу в железнодорожное депо по ремонту паровозов. В 19-летнем возрасте Жолдасбек, услышав, что в Батайске, Тамбове и Балашове открылись авиашколы, стал оби­вать пороги местного горкома комсомола в надежде получить направление на учебу. Помог родной коллектив железнодорожной станции, и в 1931 году парня зачислили в школу по подготовке летчиков гражданской авиации в Балашове. В 1933-м Жолдасбек вошел в группу первого выпуска молодых авиаторов. Госкомиссия присвоила ему квалификацию летчика 2-го класса, и он был назначен летчиком-инструктором этого учебного заведения.

В середине 30-х годов Нурымов мог возвратиться в Казахстан – в Алматы и Актобе открывались управления воздушного флота. Но руководство направило пилота в Западно-Сибирское управление гражданского флота в Новосибирск. Позже его перевели в Петропавловск, где создавался новый 230-й авиационный отряд.

Первый материал о летчике Нурымове с фотографией вышел в свет в газете «Пропеллер» 18 августа 1936 года и назывался «Нурумов – первый пилот-национал в нашем управлении». До войны авиатор облетел всю страну. В 1937 году удостоился Почетной грамоты ЦИК Казахской АССР, а в начале 1940-х на груди у летчика красовался знак «За 300 000 километров полета».

В июне 1941-го Нурымов отправлен на фронт командиром военно-транспортного самолета в составе Юго-Западного фронта. До апреля 1942-го участвовал в боях под Киевом, Харьковом, Ворошиловградом, Сталинградом, на Волховской линии…

Как вспоминает в своих мемуа­рах «Соқпақты өмір» участник войны, доктор исторических наук, профессор Ибрахим Шамшат­улы, кызылординский летчик пользовался большим уваже­нием среди сослуживцев: «Был сентябрь 1943 года. Разгромив врага на Курско-Орловской дуге, Красная армия двигалась на запад. Как-то, будучи в наряде, в штабе полка встретился с капитаном-казахом. После недолгой беседы летчик достал из нагрудного кармана маленькую коробочку с витаминами и несколько штук дал мне. Пилотам в то время полагались витамины, поскольку они могли находиться в воздухе по 5-6 часов. Звали капитана Нурумов Жолдасбек. Своим грозным видом он напомнил мне Кобланды-батыра. Он в то время был командиром отряда, а заодно летчиком-инс­труктором. То есть до выполнения бое­вых задач тренировал молодых пилотов. У него на груди висели два или три ордена. В эскадрилье Жолдасбека ценили и любили, а в неформальной обстановке величали его по-свойски Беком».

В боях Нурымов был дважды ранен. В 1944 году после тяжелого ранения его демобилизовали инвалидом II степени. После госпиталя 33-летний фронтовик не вернулся в Кызылорду, а стал проходить реабилитационные курсы. Так, успешно пройдя медкомиссию в Москве, в конце 1945 года летчик получил заключение о годности к полетам. А 1 февраля 1946-го стал пилотом самолета ЛИ-2 авиаотряда № 7 в Алматы. С тех пор Жолдасбек не расставался со штурвалом самолета до 1952 года. Он освоил более 15 видов самолетов, налетал свыше 7 783 часов, внес большой вклад в развитие отечественной авиации. Однажды старая рана дала о себе знать, и летчику пришлось забыть о небе. Так, кадровый авиатор стал диспетчером по регулированию воздушного движения в аэропорту Шымкента.

Жолдасбек Нурымов ушел из жизни в марте 1966-го, похоронен в Шымкенте. В июне 2008 года его именем назвали одну из улиц города, а на доме, где он жил, установили памятную доску. А еще, как сообщили дочери, в учебном центре Академии гражданской авиации под Алматы есть его именной самолет.

Никто не забыт, ничто не забыто?

А на малой родине летчика, в Кызылорде, о прославленном земляке до сих пор широкой общественности известно мало.

– Пытаясь обратить внимание местных властей на историю незаслуженно забытого ветерана Великой Отечественной, я не раз публиковал материалы и направлял соответствующие письма руководству Кызылординской области, Сырдарьинского района, совета ветеранов и других организаций с просьбой принять меры по увековечиванию имени Жолдасбека Нурымова. В Кызылорде нет улиц, школ или других объектов, наз­ванных именем первого в истории казахского летчика, – сетует Жанибек Исаев. – Между тем за особую храбрость в годы войны он был награжден орденами бое­вого Красного Знамени и Отечественной войны I степени, дважды – Красной Звезды. Как с горечью рассказывала Лаура Нурымова, в годы войны командование дважды ходатайствовало о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но каждый раз, пройдя успешно другие инстанции, фамилия отца «выпадала» из наградного листа в стенах ЦК Компартии Казахстана.

Между тем местные историки-краеведы полагают, что Жолдасбек Нурымов – первый летчик-казах в истории области и страны. Основания для этого есть, считают они. Известный журналист и писатель из ВКО Айтмухамбет Касымов в книге «Дүниені дүр сілкіндірген 108 минөт» пишет, что в газете «Қазақ әдебиеті» от 2 августа 1991 года первым казахом-летчиком назван кызылординец Жолдасбек Нурымов. Но, приводя свои аргументы в пользу уроженца Восточно-Казахстанской области Жакипбека Малдыбаева, автор уточняет, что он – первый военный летчик, а Жолдасбек Нурымов – первый гражданский летчик. Как факт, оба пилота-казаха окончили авиационную школу в 1933 году.

Популярное

Все
«ҰЛЫ ДАЛА ЖОРЫҒЫ-2024»: Итоги первого дня
Абиба Абужакынова взяла «бронзу» на чемпионате мира по дзюдо в ОАЭ
Ерулан Жамаубаев назначен советником президента
Аида Балаева предложила основать литературную премию имени Фраги
МВД обратилось к выпускникам и их родителям
Президент Ирана Раиси погиб при крушении вертолета - СМИ
Казахстан согласовал дополнительную квоту обмена бланками с Латвией, Литвой и Эстонией
Как фермерам будут возмещать убытки после паводков
Глава МИД Китая прибыл в Астану
Сумма выплаченных пособий по безработице в РК ежемесячно растет
Алматинцы ощутили землетрясение
Предприятия отечественной фармацевтики бьют в набат
Бишимбаева приговорили к 24 годам лишения свободы
Новый авиамаршрут открывают между Казахстаном и Узбекистаном
Во время намаза мужчина начал избивать рядом стоящего человека
Будущее – за казахским языком
Героями стали в двадцать лет
В Шымкенте отказались от восстановления детской железной дороги
Каждый день спасатели слышат слова благодарности
Мужчина с почкой свиньи умер в США
Международный день музеев отмечается в Казахстане
О чем молчит оружие?
Брачные игры по-итальянски
О расточительстве, исторических спорах и развитии казахского языка
Кадетский класс открыли в честь героя-полицейского
Главы МИД стран ШОС встретятся в Астане в конце мая
В целях ускорения реформ и улучшения бизнес-климата
Родоначальнику династии стражей Государственной границы Казахстана Саипу Садыкову исполнилось бы 100 лет
В суде определили вопросы для присяжных по делу Бишимбаева
Казахстанские гимнастки завоевали медали на турнире в Португалии
Ни проехать, ни пройти
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Сенатор Ляззат Калтаева: «Одна из самых важных профессий в стране нуждается в защите»
Сенатор поддержала законодательный запрет на вейпы в Казахстане

Читайте также

Боец из Узунколя Сергей Воропаев в фашистском плену не слом…
После войны к мирной жизни возвращаться было непросто
Героями стали в двадцать лет
Запущен информационный портал об участниках Великой Отечест…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]